По реке Шаранта

0Идея этого путешествия, как и всех предыдущих авантюр, родилась не спонтанно. Лет пять назад, а может быть уже и больше, я наткнулся в журнале «Катера и Яхты» на чьё-то красочное повествование о походе по одному из французских каналов на тихоходном кораблике

1Это был рассказ о маршруте по Лангедокскому каналу или каналу дю Миди (Canal du Midi), самому первому и протяжённому из построенных во Франции и соединившему Бискайский залив со Средиземным морем. Это вообще был первый канал, созданный человечеством не на пойменной равнине и использовавший для преодоления водоразделов не волоки, а шлюзы

3Инициировал строительство канала Людовик XIV, а осуществил талантливый инженер и меценат  Пьер-Поль Рике (1609—1680). Рике почти сорок лет прослужил государственным соляным инспектором в провинции Лангедок. Эта должность позволила ему накопить значительное личное состояние. Хорошо зная Лангедок, его природные условия и потребности развития, Рике давно мечтал о постройке канала, который связал бы Атлантику со Средиземноморьем. Но только в 1662 г., когда его служебная карьера закончилась, он смог сконцентрироваться на этом проекте. Рике вложил в строительство канала не только все собственные средства, но и все душевные силы и весь свой талант инженера. Двенадцать лет он возглавлял строительные работы. Когда до моря оставалось проложить всего две мили канала, Пьер-Поль Рике умер. Это случилось в Тулузе 1 октября 1680 г. Строительство канала было завершено уже после смерти его создателя

4Канал, завершенный в 1681 году, представлял собой огромное произведение строительного искусства длиной в 240 километров с многочисленными шлюзами и акведуками, более 213 метрами туннелей и возможностью прохода гигантских барж. Самая высокая точка канала расположена на высоте 183 метра над уровнем моря

5Вслед за созданием первого канала, династия Людовиков приступила к развитию всех прочих водных путей Франции и других европейских территорий, которыми владело Королевство в эпоху своего триумфального господства. Открытие речного сообщения дало тогда мощнейший толчок к подъёму всей Европы. По рекам переправляли скот, зерно, соль, ткани, лес. Дешёвая транспортировка угля дала возможность развивать промышленность в ранее не индустриализированных областях. В свою очередь надёжные поставки провизии из сельскохозяйственных регионов позволяли развивать отдалённые и богатые различными ресурсами территории. Развитие речного транспорта в Европе в XVII-XIX веках сегодняшние историки сравнивают с информационной революцией, которую подарил миру интернет. На фото один из самых живописных каналов — в Эльзасе

6И по сей день сеть каналов и судоходных рек связывает континент от Польши до Испании. Правда, свою изначальную роль эти задуманные исключительно для коммерческого малотоннажного флота артерии практически полностью утеряли. Со второй половины XIX столетия они начали испытывать возрастающую конкуренцию со стороны железных дорог. Несмотря на модернизацию, к концу XIX века каналы почти утратил свое значение, хотя перевозка товаров по ним не прекращалась и в XX столетии. Последние баржи с грузом прошли по Лангедокскому каналу в 1970-х годах

7В 1996 году Лангедокский канал, как выдающийся шедевр инженерии XVII века, был внесён в список объектов Всемирного наследия. Благодарные соотечественники поставили в Тулузе памятник Пьеру-Полю Рике

8аНо история малого европейского речного транспорта на этом не оборвалась. Второе дыхание региональное судоходство получило благодаря развитию туристической индустрии. Начиная с 60-х годов прошлого столетия заброшенные было участки рек и каналов, шлюзы и причалы обрели новых частных владельцев и были приведены в порядок.

8Сегодня по каналам в теплый сезон, длящийся тут с апреля по октябрь, снуют прогулочные катера, сохранившие облик и стиль первых Peniche (по-французски – баржа). Penichette – маленькая баржа

9Устройство этих забавных посудин примитивно, как конструкция детского велосипеда. Широкий и плоскодонный корпус, надстройка с вертикальными стенками и большой площадью остекления, слабосильный дизелёк и пост управления, с которым справится даже ребёнок. Штурвал, рычаг включения хода, ключ стартера, несколько индикаторов и лампочек. И, собственно, всё. Для управления таким потешными судном не требуется никаких прав. Примерно часовой инструктаж, пробный проход по акватории под руководством техника, оформление временной лицензии – и вы на несколько счастливых дней становитесь капитаном вполне обитаемого кораблика-пенишета

10Гораздо больше времени уходит на освоение оборудования кухни и кают. Небольшой холодильник, вмещающий суточного запас провизии и выпивки для совершенно не следящего за диетой экипажа. Газовая плита с духовкой, санузел с душем и прокачным туалетом, кухонная мойка, танк с пресной водой, система электропитания. И ещё девайсы для швартовки на необорудованных причалами стоянках – пара металлических колышков и кувалда

11Больше всего поразило наличие на борту самой разнообразной посуды и кухонных принадлежностей. Подносы, сковородки, кастрюли, соусники большие и малые, миски и креманки, стеклянная и фарфоровая посуда. Судовыми столовыми приборами не стыдно сервировать столики самого приличного ресторана. Кроме того в последний день, когда мы уже сдавали судно на базу, обнаружилась куча специальных приспособлений для взбивания кремов, открывания бутылок, выковыривания улиток из раковин, открывания устричных створок. Франция…

12Мы выбрали, наверное, самый простой и комфортный маршрут. Изобилующий шлюзами и не вполне бюджетными курортными достопримечательностями Лангедокский канал не рассматривался изначально. Выбор стоял между регионами Бордо и Пуату-Шаранта. Весы в сторону последнего склонило минимальное количество шлюзов на маршруте – всего два

13Важным критерием выбора явился характер водного пути – естественное русло реки Шаранта, которое, как нам представлялось, должно быть намного живописней вида прямой береговой линии искусственно прорытого канала

12БНу и самую жирную черту под нашим решением подвело расположение базы кораблей в городе с названием, смущающим и будоражащим душу любого грешника — Коньяк. В общем, решили совместить приятное с неполезным. И, надо признаться, не прогадали

12АРека Шаранта имеет в своей нижней трети ширину 30-100 метров. Скорость течения в конце лета около 1-2 км/час. Судоходный участок реки от Ангулема до Бискайского залива преодолевается за 3-4 ходовых дня. В общей сложности по бортовому счётчикам мы прошли за четверо суток аренды всего около 11-12 часов. Но мы никуда и не спешили

14Не вполне оправдался наш расчёт на то, что по ходу движения мы сможем любоваться видами старинных замков и бескрайних виноградников, будем лицезреть представителей местного населения, застывших по берегам в позах радостного приветствия нашего бесстрашного экипажа. Увы…

14Здоровались с нами только капитаны и команды таких же арендованных лодок, идущих навстречу или натужно и с незначительной разницей в скорости обгонявших наш тихоходный конвой. И иногда пассажиры речных ресторанов-трамвайчиков

15Чтобы убедиться в наличии виноградников, мы были вынуждены покидать лодки и пешком преодолевать несколько километров в сторону от реки. Мечта идти на лодке и, протянув руку, украдкой срывать сладкие осенние грозди разбилась о моё полное агротехническое невежество. Виноградная лоза не растёт вблизи от воды

16Что касается замков… Мы их тоже не увидели на нашем маршруте. Лишь несколько строений, проглянувших сквозь кроны ив, своими очертаниями напомнили нам, что мы идём не по какой-то нижне-волжской протоке

17Зато, как это часто бывает после долгой подготовки к поездке, разочарования от надуманного и уже почти материализованного фантазией, но так и не увиденного, с лихвой компенсировались реальными сюрпризами

18Например, потрясающей летней погодой и по-южному обжигающим солнцем

19радушным и внимательным отношением обслуживающего персонала базы, готового за техническую неполадку на моей лодке совершенно бесплатно продлить время нашего пребывания на кораблике и доставить багаж на вокзал

20удивительными встречами с почти ручными птицами

21рыбалкой, которая при желании и минимуме упорства могла прокормить нас. Но особого усердия мы не проявили. Лично я как обычно даже не достал из чемодана привезённый из Москвы спиннинг

21АДолжен отметить, что местные жители вполне серьёзно относятся к рыбалке. Много мостков, помеченных какими-то знаками. Видимо, у каждого своё прикормленное место на реке

22Мне повезло, пишу это без кавычек. Потерянный ход на моей лодке и не подразумевавшее возражений предложение моих компаньонов взять её на буксир, не дожидаясь приезда механика, подарили мне несколько праздных часов перед возвращением на базу, которые я с наслаждением использовал для курения трубки, созерцания пейзажей, фотографирования и прочих полезных занятий

23Что ещё рассказать про водную часть нашего путешествия во Францию… Пожалуй, её-то как раз и не хватило. Дней бы на несколько подольше понаслаждаться муками выбора между ужином в ресторанчике маленького городка у реки или собственноручно нарезанными на камбузе сыром, ветчиной и помидорами под бутылочку остывшего за ходовой день белого Шабли.

24Ещё бы пару раз проснуться утром в слегка запотевшей от ночного тумана каюте, распахнуть дверь и с удовлетворением убедиться в наступлении совершенно летнего и ясного утра после не пойми откуда налетевшей накануне вечерней грозы.

25Совершенно очевидно, что подобное речное путешествие должно длиться не меньше недели. Вовсе не обязательно следовать какому-то заранее проложенному маршруту. Нельзя никуда спешить, лучше вообще не смотреть на часы и подчиниться простому природному ритму день-ночь.

Bon voyage!

 

 

По реке Шаранта: 2 комментария

    • Главное, чтобы у тебя к 40 слишком много хвостиков не выросло))) А то не пустят тебя…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *