Мосты большого города

2Как-то задумался, а сколько же мостов существует в Москве? Дотошный интернет тут же выдал ответ – всего на сегодняшний день в городе действует ни много ни мало 452 самых различных по конструкции и назначению капитальных моста. Автомобильных, железнодорожных, пешеходных, метромостов, эстакад, путепроводов, акведуков, парковых, декоративных, технологических и т.д. и т.п. 150 мостов имеют названия. К крупным мостовым сооружениям относят 34 моста, перекинутых через Москву-реку, Яузу, обводной канал, канал имени Москвы. И начну, пожалуй, с протокольной фотографии. Большой Каменный мост, вид с которого долгие годы используется в телевизионных заставках, на открытках, путеводителях

3Название своё мост получил от построенного из камня в конце XVII века Всехсвятского моста, упиравшегося своим створом в крепостные ворота Всех Святых (Рисунок А.Васнецова). Средства, потраченные на строительство Всехсвятского моста, так поразили современников, что возникла поговорка «Дороже Каменного моста». Поскольку мост был раза в 3-4 шире самых больших московских улиц, он был застроен с обеих сторон. В петровские времена на мосту стояли: палата Предтечевского монастыря и четыре каменные палатки князя Меньшикова, табачная таможня и пивной двор. В конце моста был кабак под названием «Заверняйка». В Шестивратной башне помещалась Корчемная канцелярия и тюрьма для обличенных в корчемстве (тайное изготовление вина). Под ними находились галереи, называвшиеся верхними гульбищами, куда сходились москвичи гулять и пить вино и пиво; из галерей деревянный сход вел на набережную, к так называемому Царицынскому лугу и к Берсеневке. Под самым мостом был пивной ледник. У отводных быков были пристроены водяные мукомольные мельницы с плотинами и отводными воротами; мельники жили тут же, в Шестивратной башне. Под мостом собирались разного рода «воры» и «лихие люди», причем особенно дурной славой пользовался один из пролетов на левом берегу — «девятая клетка». Мимо нее с наступлением вечера москвичи старались не ходить

4Всехсвятский каменный мост честно отслужил своё и в 1858 году был разобран, а на его месте возник первый в Москве металлический трёхпролётный мост. Видимо, выражение «Дорогой, как чугунный мост» тоже пошло от этого сооружения. В 1938 г. несколько ниже по течению реки был построен современный Большой Каменный мост. Каменным по сути он тоже является только по названию, поскольку пролёт его изготовлен из металла. Вот такая история. Но мы к ней еще вернёмся

6А вот по-настоящему каменным на сегодняшний день остаётся сосед Большого Каменного — Большой Москворецкий мост

7Этот мост также хорошо знаком всем по телевизионным трансляциям военных парадов и демонстраций. Известен ещё тем, что в 1986 году на него приземлился отважный немецкий лётчик-хулиган Матиас Руст. После этого москвичи долго называли Большой Москворецкий мост Шереметьево-3

8Крымский мост. Конструкция несколько необычна, поскольку левые и правые пилоны не связаны друг с другом ни внизу, ни наверху. На момент строительства в 1938 году Крымский мост был самым протяжённым висячим мостом в Европе, перекинутым через реку. По крайне мере так горделиво указывалось во всех путеводителях советских лет

9Самый протяженный московский мост — Лужнецкий. Его длина больше километра. Построен в 1957 году к Международному молодежному Фестивалю. Необычен ещё тем, что является двухъярусным. Верхний пролёт предназначен для автомобильного движения, нижний  для — метропоездов

10Большой и Малый Устьинские мосты. Большой перекинут через Москву-реку, а Малый (виден в пролёте большого) через реку Яуза, впадающую в Москву аккурат под эти мостом. Чем они ещё примечательны, я не знаю. Просто всё моё детство прошло в этом районе. Правей устья Яузы под белой будкой бензоколонки виден спуск к воде. С этих ступеней мы пацанами ловили рыбу и даже купались. Когда повзрослели – приходили сюда вечером выпить бутылку шампанского по какому-нибудь поводу

11Принято считать, что мост должен служить не менее 100 лет. После этого его разбирают и возводят новый. Но иногда бывает и так, что «долгожителя» сохраняют как памятник архитектуры. Пример этому — Горбатый мост. Он был бережно демонтирован, перевезён и установлен в парке перед Белым домом. Это декоративное сооружение стало вынужденным свидетелем всех путчей и демонстраций в 90-е годы

12В столице остались всего 3 моста-долгожителя, построенных еще в царские времена: Боровицкий, Новоспасский и Лефортовский. Самый старый из них – Лефортовский мост через Яузу (Дворцовый при рождении). Его соорудили в 1777 году, и, несмотря на свой возраст, он действует до сих пор. По нему ездят автомобили и гремят трамваи

13Теперь несколько историй о современных конструкциях. Живописный мост. Сначала по нему пересекаешь Москву-реку, а потом ныряешь в тоннель, который эту же Москву-реку проходит под руслом, протекающим через природный парк Серебряный бор.
Мост красив, хоть и необычен. Виден издалека, но не достроен… В эллиптической клетке внутри параболы-опоры планировался то ресторан, то дворец бракосочетания. Но в ней по-прежнему гуляет ветер

14Пешеходный мост «Багратион», связывающий два берега реки в районе Кутузовского проспекта

15Собственной истории у этой застеклённой галереи скорее всего ещё нет. Но большая история, имеющая свойство развиваться по спирали, здесь возвращает нас к временам Всехсвятского моста. Современный пешеходный мост тоже заполнен торговыми павильонами. Не уверен насчёт пивного ледника, но из обычного холодильниках пиво купить можно

16Пожалуй, самые необычные пешеходные мосты появились в Москве благодаря проектам реконструкции старых железнодорожных сооружений – Андреевского и Краснолужского мостов-близнецов. Интересно, что оба моста изменили места «прописки»: Андреевский мост перевезли с помощью барж на полтора километра вниз от Лужников к Нескучному саду,

17а Краснолужский с Московской окружной дороги «переехал» к Киевскому вокзалу

18Новый железнодорожный мост окружной дороги, на опорах которого раньше располагался Андреевский мост. Собственно, Андреевский и Краснолужский мосты сами являлись железнодорожными и были переведены в разряд пешеходных не столько из-за возраста, сколько из-за конструктивных особенностей арок, не позволявших электрифицировать дорогу

19Ещё один недавно возведенный пешеходный мост

 

Продолжение следует…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *