Регион Пуату-Шарант разделён на несколько департаментов. Город-порт Ля Рошель — столица департамента Шарант Приморский
Название города знакомо с детства всем мальчишкам по книге Дюма о трех мушкетерах. Именно тут мушкетёры играючи отразили несколько атак лярошелевцев, на спор обедая в бастионе, открытом врагу
Город имеет более чем тысячелетнюю историю. Основанный на скалистом берегу как рыбацкая деревушка, Ля Рошель очень быстро превратился в значимый торговый порт
Благодаря своей удалённости и финансовой независимости от центра страны и королей, Ля Рошель первым во Франции провозгласил демократические принципы управления. В 1187 году здесь появился первый французский мэр
Город очень долго оставался протестантским, препятствуя распространению идей католической церкви. В XII и XIII веках Ля Рошель был важным пунктом в сети ордена тамплиеров. Здесь и сегодня существует улица Тамплиеров
Уникальное положение порта способствовало обогащению местной власти, умело использовавшей враждебные отношения Английского и Французского королевских дворов. А город быстро развивался за счёт бурной торговли вином и солью
В XVI-ом веке Ля Рошель в очередной раз подчеркивает свою независимость, принимая и развивая новые идеи Реформационного движения. Ля Рошель становится крепостью и столицей протестантской партии и завоевывает статус свободного города
Такое независимое положение города противоречило идее Ришелье об объединения Франции. Итогом стала осада Ля Рошель королевскими войсками. Мэр города Жан Гитон был вынужден сдать город 28 октября 1628 года после более чем тринадцати месяцев голодной осады. Мэрия тотчас же была отменена, город сильно разрушен и лишён всех своих привилегий
Тем не менее, благодаря удачному расположению, Ля Рошель вскоре смог возобновить активную торговую деятельность. 1630-1635 годы отмечены началом регулярных отношений с «Новой Францией», т.е. Канадой и Антильскими островами. В 1694 году расцветает торговля сахаром с Антильских островов и мехом из Канады. Ля Рошель возрождается, здесь все больше развиваются искусства и науки
Но затем революция и войны Французской Империи на некоторое время усыпили город, который по-настоящему смог «очнуться» лишь после создания порта Ля Палисс, открытого в 1890 г. Новые портовые сооружения возобновили и активизировали морскую торговлю
Отличное местоположение портов Ля Рошель – Ля Палисс стали причиной, по которой во времена Второй мировой войны здесь были построены бункеры для подводных лодок Германии. Несмотря на эту стратегическую значимость и тот факт, что в течение последних восьми военных месяцев Ля Рошель стал оплотом немецкого сопротивления, город не подвергся значительным разрушениям и был освобожден 8 мая 1945 года последним из всех французских городов
Сегодня как и много веков назад город живёт бурной жизнью. Его башни по-прежнему подвергаются ежедневной осаде, только не королевских войск, а туристов со всего света
В городе три порта. Старый порт — хитроумная система гаваней, перекрываемых герметичными шлюзами для удержания воды во время отлива. Большинству построек в Старом порту уже более 700 лет
Порт Миним. Это самый крупный на атлантическом побережье Европы порт для частных маломерных корабликов и яхт. Всего в марине размещено около 3.500 лодок. И в отдалении от города в 60-е годы прошлого века был построен большой современный терминал Палисс для океанских торговых судов
Портовые башни сохранились здесь с XIV-XV веков. Башня Святого Николая (самая высокая), башня Цепи (в отдалении) и башня Фонаря, выполняющая одновременно функции защиты и маяка
Следующей достопримечательностью являются старые городские ворота, которые раньше отделяли порт от города. Вплоть до 1672 года массивная дверь предусматривала 2 входа: один – для пешеходов, другой – для повозок. Затем конструкция была изменена и осталась лишь одна арка. В 1746 году крыша ворот была заменена куполом, украшенным пилястрами, столбиками и фигурками, поддерживающими флаги
Особое очарование придают городу арочные галереи вдоль улиц. Эта особенность появилась благодаря городским торговцам, которые старались располагать свои товары на виду, но при этом в защищенном от непогоды месте. В дождливую погоду можно пройти насквозь весь старый город, не раскрывая зонтика
Целый квартал между старым портом и океанариумом именуется Деревянная деревня. Действительно, все домики сделаны из деревянных щитов. Наверное, какое-то влияние канадских строителей
Вообще, город очень весёлый. Здесь постоянно что-то происходит. Каждый вечер на набережной перед плавучим морским музеем кто-то лицедействовал
Толпа зрителей плотно обступала импровизированную сцену и разглядеть, что же там происходит, никак не получалось. Лишь через какое-то время по обрывкам фраз я догадался, что это кулинарная школа под открытым небом для всех желающих. В форме спектакля, которые французы обожают
За два дня мы увидели на набережной соревнования детей на велосипедах и вполне взрослый пробег на мотороллерах
Многие ездят на хорошо отреставрированных древних автомобильчиках
Кому-то больше по душе яхты. Этот корпус предлагался всего за 5 с половиной тысяч
Можно приобрести апартаменты в новой части города неподалёку от пляжа и марины для частных лодок
Из порта можно на один день сходить на кораблике в знаменитый форт Боярд
Но нам показался интересней другой остров. Находящийся в трёх километрах от материка и соединённый с Ля Рошель автомобильным мостом остров Рэ (ile de Ré)
Место пляжного отдыха горожан и уединенного существования владельцев небольших домиков, утопающих в зелени приморских сосен, кипарисов и пальм
Каждый день утренний отлив обнажает дно и чуть ли не удваивает площадь острова
Кораблики неуклюже застывают на морском песке, а по дну бродят собиратели «морских фруктов», как их называют французы
По всему побережью острова расставлены стенды с правилами для «Пеших рыбаков», ограничивающими минимальные размеры собираемых моллюсков и ракообразных
Довольно серое утро заставило нас сначала закутаться в куртки. Никакого желания мочить ноги в воде не возникло. И мы просто гуляли по улицам городка под романтичным названием Пляж Ласкового (или гладкого) Берега
Раньше на острове жили только рыбаки и соледобытчики. Во время зимних штормов попасть на материк на маленьких рыбацких судах было невозможно. Поэтому остров жил своей тихой и достаточно замкнутой жизнью. В 1988-м после постройки моста остров Рэ превратился в очень престижное дачное место
Стоимость жилья тут астрономическая. Можно позвонить по телефону и поторговаться
Неспешный ритм спокойной и дорогой курортной жизни чувствуется во всём
Остров имеет длину около 30 км и 5 в ширину. Несколько небольших городков как тот, в котором оказались мы. И одно шоссе, связывающее все населенные пункты
И тут внезапно выглянуло солнце
Городок заиграл красками черепичных крыш, ставней, зелени
И мы с детёнышем полезли в море
Пляжи, о которых я читал перед поездкой, на острове действительно огромны и абсолютно никак не оборудованы. Есть только душ на набережной. На самом песке никаких лежаков. Наверное, чтобы не «слизывал» океан
Береговая линия не благоустроена. Она такая, какой, наверное, была и 30, и 100 лет назад
Правда, зачем пляжи обнесены деревянными изгородями, я так и не понял
Но они очень живописны и фотогеничны на фоне океанского прибоя и пропитанного солнцем песка
К сожалению, всё хорошее как всегда очень быстро заканчивается. Пляжный день пролетел мгновенно, и нам нужно было выбираться с острова, пока ещё ходили автобусы
Это был воскресный вечер. В город потянулся поток автомобилей, и на подъезде к мосту образовалась настоящая пробка
До автобуса у нас ещё оставался час, за который мимо нас проехал целый парад старинных автомобилей
Виды на маленькую марину до прилива